Немного истории кузнечного дела

Люди спорят, теряясь в догадках, к какому же веку отнести кузнечное дело. Я думаю, это вопрос не такой уж и сложный, ведь всё очень просто. С того момента, как только человек нашёл в недрах земли железную руду, и выплавил из неё металл, этим же временем должна датироваться его ковка.

Ещё считается, что изделия художественной ковки появились на Руси, где-то на рубеже шестого седьмого веков, тогда кроме орудий труда, чтобы обрабатывать землю, и стоить жилище, а также ковать оружие, чтобы обороняться от ворогов, человеку понадобились украшения и красивые, на его взгляд, кованые предметы быта.

Издревле кузница была вместилищем огня, раскалённого железа и тяжёлого человеческого, до седьмого пота, труда. Это было, зачастую, небольшое закопченное помещение, в котором находился горн, где топливом являлся уголь, воздушные меха, которыми раздувалось пламя, чтобы раскалить заготовку до нужной температуры. Как правило, по середине кузницы стояла наковальня с незатейливым инструментом, в состав которого входили молотки разных размеров и клещи с длинными ручками, чтобы не обжечься. Обязательно в кузне стояла огромная бочка с водой, вода была необходима для быстрого охлаждения металла или для его закалки и, конечно, охладить и омыть вспотевшее лицо, а также вымыть выпачканные металлической окалиной руки.

Кузнец это человек знающий всё о металле, а кроме того он слесарь, токарь, сварщик, пайщик и лудильщик медных предметов, но он ещё и художник. Возьмём, к примеру, на вид очень простой, не затейливый предмет – подкову. Да, она с виду проста, но, сколько нужно вложить мастерства и смекалки, чтобы отковать её по размеру копыта и, чтобы лошади было удобно бегать в такой обувке. Не даром с незапамятных времён на Руси подкова являлась магическим символом у людей.

Сейчас, наверное, многим трудно представить, что Пётр-I учился ковать, и работал в кузне простым подручным кузнеца.

В наше время кузницы совсем другие. Это могут быть целые кузнечные цеха с механическими и паровыми молотами и с высокотехнологическим оборудованием, с печами, поддерживающими точную температуру, необходимую для нагревания заготовок.

Вот так, потихонечку, мы подошли к главному рассматриваемому вопросу – к художественной ковке металла. Мы уже говорили, что такие изделия насчитывают несколько столетий, но в девятнадцатом веке кроме мелких предметов обихода стала появляться кованая мебель, а также крупные детали различных конструкций. Существует даже шутка о кованых кроватях, которые относятся к французскому стилю. Так вот, “Никакая другая кровать кроме кованой не выдерживает французской любви”.

До сей поры, мастера художественной ковки, используют в своей работе старинные методы, и на первый взгляд складывается впечатление, что кованая мебель однообразна. Естественно, это не так, сейчас можно заказать кованые изделия из различных материалов, можно выбрать разные фасоны и цветовые гаммы.

В заключении только одно хочется сказать – кованые изделия так плотно вошли в нашу жизнь, что мы её уже не представляем без парапетов мостов и набережных, без ажурных лестниц и романтических беседок, а ещё наша жизнь не возможна без кованой домашней утвари, от изящного подсвечника до высококачественной и прочной мебели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *